I

Блог

Мой маркетинговый путь




Я проработала на корпорации 10 лет, из них семь лет в маркетинге, два года в продажах и год в консалтинге. Расскажу как строился мой профессиональный путь, где я набиралась опыта и набивала шишки. Текст длинный, это не минутная презентация, а откровенная история мнолетней любви к своей профессии.

Первый опыт: 3 года B2B маркетинга в IT и получение маркетингового образования

Я получила первое образование в сфере туризма. Но почти сразу начала работать в маркетинге. Как это обычно бывает в 20 лет - идешь работать в компанию, где хорошо платят, веселый коллектив и уютный офис с кофе-машиной. И пока еще не думаешь о таких высоких вещах, как призвание, дело всей жизни и так далее.
Мне повезло. Повелась на вкусный кофе и обаятельный коллектив, а получила профессию, которую до сих пор люблю.

В 2007 году я начала работать маркетологом в Казахстанском офисе Sun Microsystems - американской IT компании, продающей серверное оборудование. Я вела клиентскую базу, организовывала семинары и конференции для партнеров и клиентов, делала рассылки, адаптировала корпоративные материалы из головного офиса. Быстро поняла, что мне не хватает теоретической базы и поступила на вечернее отделение маркетинга в Международную Академию Бизнеса (Алматы).

В 2010 году получила диплом, в это же время нашу компанию купил Oracle, и я отправилась искать другую работу.

Изучение психологии потребителя, продуктовой стратегии и всех рекламных каналов: 2 года Бренд-менеджером в FMCG компании

Я устроилась в ФудМастер - крупнейший производитель молочных продуктов в Казахстане, принадлежащий французской компании Lactalis.

Я развивала линейку продуктов под брендом President (творог, сметана, сыры, масло, сливки). Отвечала за весь цикл продвижения:
- выбор рекламных каналов
- создание рекламных материалов 
- работа с креативными и медиа агентствами
- запуск и анализ рекламных кампаний

И за весь цикл продуктовой стратегии:
- исследования потребителей
- создание и вывод новыз продуктов на рынок
- анализ ассортимента, вывод новых вкусов и закрытие неприбыльных позиций
- мониторинг конкурентов
- ценообразование и контроль маржи

И немножко за продажи:
- постановка целей по продажам торговой команде
- тренинги по новым продуктам
- разработка промо-акций для торговых точек



marketing produktov pitaniya_domarketing.eu
Большинство продуктов были лидерами в своем сегменте, что создавало свою специфику работы. 

С одной стороны, у них уже была постоянная и лояльная целевая аудитория. С другой стороны - нужно было поддерживать доверие этой аудитории, потому права на ошибку практически не было. 



Здесь я научилась изучать целевую аудиторию, работать с большими количеством данных и принимать бизнес решения на основе цифр.
Перед любым полетом креативности требовалось тщательное исследование аудитории. Люди готовы каждый месяц обновлять приложения на айфоне, но очень настороженно относятся к новому цвету крышечки на любимой сметане.

Здесь я научилась хорошо считать. 
Молочные продукты - это высокая чувствительность к цене. Все время приходилось удерживать тонкий баланс между доходом компании и правильной ценой на полке. 

Здесь я научилась делать быстрый анализ рынка - и быстро реагировать. Молочные продукты - это короткий срок годности, поэтому планы по продажам и производству должны учитывать множество факторов - от сезонности до промо-активностей конкурентов. Если чего-то не заметить, можно остаться с нераспроданным товаром, который не переупакуешь и не продашь со скидкой. 

Здесь я научилась работать в команде.
При  запуске нового продукта рецептуру разрабатывали вместе с технологами на заводе несколько месяцев. С дизайнерами рисовали упаковку. С отделом снабжения выбирали форму и материал упаковки. С отделом продаж рисовали планограммы для торговых точек.  

Здесь я научилась перфекционизму.
При производстве ТВ роликов сутками провожили брифинг с агентством, как-то выбирали для актера цвет рубашки и стиль манжетов несколько часов. А для съемки кадра с салатом капрезе фуд-стилист пинцетом подправляла перчинки на моцарелле. Сорок минут. 


А еще, я впервые увидела Париж! :)
Вот такой.

Работа с такими прозаическими вещами, как молочные продукты, оказалась безумно увлекательной. И вкусной. Мы почти каждый день что-то дегустировали, и я даже набрала пару лишних килограмм. А продукты ФудМастер я продолжала покупать даже уволившись из компании.

Кризис-менеджмент, лидерство и стратегия: 4 года руководителем отделов маркетинга и продаж в ритейле

Через два года мне предложили интересную должность в Metro Cash&Carry - немецкой торговой сети. Я несколько раз отказывалась от интервью из-за плотного графика на текущей работе, а девушка-эйчар упорно не хотела встречаться в 7 вечера. Но она сдалась, а я поехала на собеседование с мыслью "все равно ничего не теряю". А вышла с воодушевлением и предчувствием чего-то нового в моей жизни. Через месяц я подписывала джоб оффер. Мне предложили должность Ин-стор коммуникейшен, что означало работу со всей клиентской коммуникацией внутри торгового центра - от декорации зала до промо-акций. 

Через несколько месяцев в компании началась реструктуризация, сменился менеджмент, отдел маркетинга сократили с 25 человек до 5, и мне предложили его возглавить. Я успела себя зарекомендовать, как активный человек, который не болится брать на себя ответственность, умеет планировать рабочий процесс и не гнушается назначать встречи на 7 вечера :)
Вначале это означало работать за четверых за небольшую прибавку к зарплате (потом эта прибавка стала большой - уточнение справедливости ради) и мотивировать своих людей делать то же самое. 

Я взяла вызов и получила мощный опыт кризисного управления и стратегического планирования. 

Научилась очень экономно тратить маркетинговый бюджет, подбирая недорогие, но работающие каналы коммуникации. 

Познала финансовые, логистические и операционные процессы большого бизнеса - всю изнанку до косточек.

Научилась управлять командой, мотивировать, вести за собой, ставить задачи, контролировать, поощрять, растить своих людей. Не сразу - работа с подчиненными была одним из самых сложных моментов для меня. Понадобилось время, чтобы понять, как находить в людях сильные стороны и развивать их во взаимное благо - сотрудника и компании.
В этом плане у меня была чудесная поддержка от руководителей - они давали собственный пример, поощряли брать инициативу и позволяли учиться на своих ошибках.

Научилась трезво смотреть на вещи, упрощать сложное, расставлять приоритеты, не бояться трудностей, и помнить, что любой бизнес - это, в первую очередь, люди.

Здесь я чувствовала, что постоянно росла и развивалась, несколько раз в год проходила серьезные тренинги в Европе, знакомилась с коллегами из других стран, делилась опытом, изучала разные подходы к маркетингу и бизнесу. Смотрела как "там" работают - и те, кто создают глобальные бренд-стратегии, и те, кто раскладывает на полках супермаркета товары.


Здесь я окончательно сформировалась как профессионал. 

А еще, поняла свой потенциал и свою внутреннюю силу. 

Теперь, даже в сложные периоды, во времена застоя или простой человеческой лени, меня сложно выбить из колеи и повлиять на мою самооценку - потому что я чувствую эту силу внутри себя, и знаю, что в нужные моменты она включается. 

Меня больше не пугает, что я чего-то не умею - потому что знаю, что могу научиться. Думаю, что эта уверенность помогла мне практически без колебаний начать собственное дело позже, когда я переехала в другую страну.

И без колебаний выбрать специализацию своих консультаций - маркетинговая стратегия. Потому что я видела своими глазами - как страдает бизнес, если изначально не выстроена верная стратегия, и какой любовью пользуется продукт, если вектор стратегии попал в самое сердце клиента.
Вот это направление я и помогаю найти своим клиентам.

На главную
Обратиться за консультацией