I

Блог

Как я консультирую клиентов из Венгрии, не зная местного рынка и менталитета?

Этот вопрос мне задают часто - иногда с искренним любопытством, иногда с подозрением. Но я не обижаюсь – это нормально задавать вопросы человеку, которому ты платишь деньги, особенно, когда речь идет об услугах, которые ты не можешь «пощупать» перед покупкой.


Поэтому я решила ответить основательно и развернуто.

Для начала, подтвержу – да, консультировать СОВСЕМ не зная рынка – неудачная идея.
Хорошая новость – любой рынок можно изучить.
Очень хорошая новость – профессия маркетолог заточена на изучение рынка, это видно даже из названия.

Второй момент: исследование для любого проекта включает две части – изучение рынка (страны, города), где бизнес будет работать. И изучение ИНДУСТРИИ бизнеса. То есть, если это кофе-шоп – то индустрия – ресторанный бизнес, с фокусом на кофе-заведения. Если авторские экскурсии – то индустрия – туризм с фокусом на экскурсии.

В моей работе изучение индустрии, а не страны, обычно важнее и занимает бОльшую часть времени. А, как можно предположить, изучить все индустрии заранее невозможно. Никто не ожидает от маркетолога досконального знания отрасли, когда берет его на работу в эту отрасль. Иначе самые ценные сотрудники не переманивались бы из других компаний (и не только конкурентных).
Поэтому, хороший маркетолог - это не человек, который знает рынок, а человек который знает КАК изучать рынок. 

А очень хороший маркетолог изучает новый рынок очень быстро – потому что знает где искать информацию, на чем фокусироваться, как проверять и как делать правильные выводы из полученных данных.

Я мало того, что очень хороший маркетолог, так еще и хороший стратег и управленец (вот здесь даже кокетливый смайл ставить не буду). И привела меня к этому как раз моя способность быстро и правильно оценивать информацию, отделять существенное от шелухи и принимать на базе этого верные стратегические решения.

Вот этим я и занимаюсь сейчас на венгерском рынке, а еще на казахстанском, российском, грузинском и скоро начну заниматься на рынке Германии.

Я как раз консультирую предпринимателей КАК ИЗУЧАТЬ рынок, и КАКИЕ ШАГИ им нужно сделать, чтобы получить нужную информацию, на ее базе принять взвешенные решения и построить стратегию своего бизнеса, в соответствии с их целями.

КАК определить реальных конкурентов, какую информацию о них изучать и что потом с ней делать.
КАК определить целевую аудиторию, ГДЕ ее искать и КАКИЕ вопросы ей задавать. 
Как понять критерии, по которым они оценивают ваш продукт по сравнению с конкурентным.

Как сложить все эти действия в правильной очередности, не упустить что-то, собрать информацию структурно и использовать ее для построения плана продвижения.

И как не сделать при этом лишней работы J Потому что, если зарыться во все статьи и рекомендации по маркетингу в интернете и начать их выполнять - можно проделать ворох ненужных действий. Ненужных ВАШЕМУ бизнесу.

Я сейчас не говорю, что глубокое знание страны это плохо или не нужно. Оно поможет, само собой. Сэкономит время самому консультанту на подготовку проекта. То есть, на выходе он просто заработает больше за свой час.
Я же в каждом проекте уделяю особое внимание изучению местной специфики, подхожу более осторожно и взвешенно, перепроверяю что-то трижды, когда, может быть, было бы достаточно дважды.
Вот и вся разница J

Ну, и в Венгрии я живу уже полтора года, поэтому рынок и менталитет я уже понимаю на достаточном уровне, чтобы самой вести здесь бизнес и помогать вести бизнес моим клиентам.

Если ко мне обратится, к примеру, клиент из Бразилии – я возьму больше, чем стандартные две недели на изучение его проекта J

Напоследок еще несколько ответов на вопросы:

Что, если уже есть маркетинговые консультанты, которые хорошо знают Венгрию?

Это будут сильные конкуренты для меня, при условии, что они также хорошо разбираются в маркетинге, продажах и малом бизнесе. Возможно, они сделают такого же уровня качества работу быстрее, чем я. Возможно, они попросят за это больше денег. Принципиальной разницы на выходе для клиента не будет – выбор, скорее, останется по личному восприятию. Ну, и я никогда не говорю, что я единственный хороший маркетолог в мире J

Есть ли бизнес-консультанты, специализирующиеся на конкретной индустрии? Например, хорека-консультанты.

Есть. Именно поэтому они называются бизнес-консультанты. Они знают свою индустрию гораздо глубже, чем маркетинговый консультант, работающий с разными бизнесами. Они разбираются во всем – от выбора помещения до найма официантов и составления меню. И в продвижении ресторана тоже должны разбираться, но, возможно, не так глубоко, как маркетинговый консультант. Здесь выбор приоритета и знаний самого владельца бизнеса – что он может сам, а где нужна профессиональная помощь.

Есть ли агентства, которые предлагают маркетинговую стратегию «под ключ», т.е. они не учат клиента что ему делать, выдают готовое решение – что продавать, кому, как позиционироваться и т.д?

Есть. Это другая услуга (не консультация) и другой ценник. У меня тоже есть эта услуга, и цена отличается от цены за консультацию. По-хорошему, это должна быть полностью интегрированная работа двух команд – клиента и исполнителя - на несколько недель. То есть, представители агентства должны «стать сотрудниками» клиента и разобрать его бизнес по косточкам. Те, кто предлагает решение под ключ после двухчасового брифа с заказчиком – нехорошие люди.

Зачем мне вообще нужен консультант, если я хорошо разбираюсь в маркетинге, или не разбираюсь и действую интуитивно, но мой бизнес приносит стабильную прибыль?

Вам в таком случае не нужен консультант J Вам нужно просто проанализировать какие ваши действия приводят к хорошему результату – и продолжать это делать.


Надеюсь, что смогла раскрыть все карты, внести ясность и снять некоторые барьеры для обращения к маркетинговым и бизнес-консультантам.

Как всегда, желаю вам успешных проектов и довольных клиентов - с помощью консультантов или без :)