I

Блог

Все о личном бренде: кому он действительно нужен и по каким принципам его строить

О личном бренде все больше говорят. У кого-то даже может развиться комплекс - все строят личный бренд, а я? Может, мне тоже бежать туда? Давайте внесем ясность, разберем кому нужен личный бренд и как его строить (если нужен).

Private brand

Зачем нужен бренд вообще? Чтобы добавить дополнительную ценность товару или услуге.  
Зачем нужен личный бренд? Чтобы повысить стоимость вас, как профессионала, на рынке.

Отсюда правило первое:

Если стоимость вашего продукта по больше части складывается из стоимости вас, как профессионала (ваш интеллектуальный труд, опыт, знания) - то личный бренд хорошо бы построить.

Правило второе:

Личный бренд чаще нужен услугам.
Почему? Все просто - товар легко посмотреть, пощупать, попробовать и вернуть, если он вам не понравится. С услугой это сложнее, поэтому люди ищут любые способы, снижающие их риски. Бренд - это определенная подушка безопасности, плата за уверенность.

Правило третье:

Чем выше конкуренция в вашем сегменте, тем больше личный бренд поможет вам выделиться. Если конкуренция невысока, или конкуренты откровенно слабые - можно и без личного бренда выделиться за счет хорошего продукта.
Только не забывайте, что рынок имеет тенденцию меняться, новые конкуренты приходят, а слабые иногда учатся хорошо работать.

Правило четвертое:

Личный бренд не заменяет качественного продукта. Он добавляет дополнительную ценность в глазах клиента, облегчает продвижение, снимает вопросы "а что так дорого?".

Пример

Предположим, я пеку торты. Если пеку на совесть и хоть немного умею их рекламировать, то скоро мои торты станут известными в городе, и их будут хорошо покупать.
Но! Станут ли их покупать охотнее, зная кто именно их печет? Принципиально ли людям знать, кто я такая, замешиваю ли я лично тесто или это делают мои помощники?
Нет. Им интересен сам продукт, вкус и стабильность его качества, а не моя личность, взгляды или даже опыт в кулинарии. Даже если я занимаюсь выпечкой всего год, а моя семья ест на десерт брокколи - это не оттолкнет людей покупать у меня торты.

А если я делаю маркетинговые консультации? Или юридические/финансовые и т.д. Или работаю детским психологом. Важна ли людям моя личность, взгляды, возраст, опыт, образование? То, как я веду себя за пределами рабочей обстановки? Общительный ли я человек, обладаю ли чувством юмора? Нарушаю ли закон? (если я юрист). Люблю ли собственных детей (в случае с психологом)?

В таких услугах личный бренд важен - это то, что поможет отстроиться от конкурентов, усилить доверие людей и вывести бизнес на новый уровень.

Это не значит, что тортам не нужен бренд. Просто не нужен ЛИЧНЫЙ бренд кондитера.

Если вы решили, что личный бренд вам нужен - то садитесь писать вот такой "скелет" стратегии – принципы, на которых строится личный бренд:


1. ЦЕННОСТИ, которые вы хотите транслировать через ваш личный бренд. Те, которые действительно присущи вам - иначе вы не сможете искренне о них говорить и вести за собой людей. Но это не обязательно все ваши ценности. Например, вы можете решить, что семейным ценностям не место в рабочем блоге, а вот вашу приверженность к вегетарианству и бережному отношению к окружающей среде - заложите в свой продукт.
Это только ваш выбор - какую грань личности показывать миру. Тем не менее, стоит изучить те тренды, которые правят потребительской психологией сейчас - если что-то из этого вам близко, то получится очень органичный личный бренд, легкий для продвижения.
2. ПОСТОЯНСТВО. Настройтесь на то, что работа над личным брендом - это ежедневный труд, на это нужно заложить время. Ваш образ должен быть постоянным - если вы вегетарианец и продаете экологичные товары, а потом выставляете фото с охоты, или на фото у вас на стене висит рамка с пришпиленной бабочкой - это не постоянство.
3. ФОКУС. Выберите только несколько ценностей и сообщений (в идеале - одно), которые несет ваш бренд. Не пытайтесь быть хорошим для всех - вы распылитесь и не запомнитесь. Работайте на вашу целевую аудиторию. И у Стива Джобса и у Цукерберга и у Кока-колы есть ненавистники или равнодушные к ним люди. Но это не мешает им быть брендами.
4. ОТКРЫТОСТЬ. Будьте готовы открывать вашу личную жизнь. Не обязательно показывать все - и детей и поход к стоматологу. Тем не менее, личный бренд предполагает бОльшую открытость, чем при его отсутствии.
5. ОКРУЖЕНИЕ. Найдите единомышленников, которые сформируют вашу "свиту" (в хорошем смысле слова). Бренд - ничто без поклонников. Популярность бренда измеряется количеством людей, которые его любят. Возможно, часть вашего окружения никогда не станет вашими клиентами и не принесут продаж - но они сформируют ваш "ореол", будут писать позитивные комментарии и работать как сарафанное радио.
6. ДЕЙСТВИЕ И РАЗВИТИЕ. Мало один раз создать бренд - нужно подтверждать это постоянно - действиями и фактами. Участие в профессиональных мероприятиях, ваши публикации, живые встречи, партнерство с другими известными личностями, ваше обучение и сертификаты - продумайте, что важно видеть вашей целевой аудитории (здесь отсылка к пункту "Постоянство" и ежедневной работе над брендом)
7. ВИЗУАЛ. Людям важно видеть своими глазами - после этого доверие усиливается. Гармоничность образа, стиль, профессиональные фото, сайт - важные составляющие личного бренда. Обратите внимание, этот пункт идет последним - упаковка торта важна, но только если торт вкусный

При построении личного бренда, также как при любых других маркетинговых активностях, главный вопрос – ЗАЧЕМ?
Зачем вы рассказываете и показываете определенную грань личности своей аудитории? Что вы хотите этим донести? Как это скажется на вашем имидже и ваших продажах?
Популярность приятна, но она и ко многому обязывает. Плюс, у всех из нас ограниченное количество времени – 24 часа в сутки (можно выжать из него максимум, используя некоторые приемы). Иногда разумнее потратить это время на разработку качественного продукта, отстройку от конкурентов, построение системы продаж, подбор сильных сотрудников. В зависимости от того, на каком вы этапе бизнеса, приоритеты могут отличаться - и личный бренд не всегда должен стоять в этих приоритетах.
«Суть стратегии заключается в выборе того, что не делать» Майкл Портер
Если вам нужна помощь в том, чтобы расставить приоритеты в бизнесе, прежде чем с головой уходить в работу – формат стратегической консультации или экспресс-консультации будет идеален.